Учащиеся сразу четырех томских школ стали слушателями проекта «Субботние пересечения» в опорной школе РАН – Лицее при ТПУ

В минувшую субботу, в Татьянин день – праздник российского студенчества, прошла вторая в этом учебном году встреча научно-популярного проекта для школьников «Субботние пересечения». Его постоянные участники – учащиеся Лицея при ТПУ, опорной школы РАН в Томской области, но в этот раз к ним присоединились старшеклассники из лицея № 1, гимназии № 29 и школы № 47. По сложившейся традиции перед школьниками выступают молодые ученые – сотрудники Томского политехнического университета и научных организаций Томского научного центра СО РАН, а аудитория голосует за наиболее понравившееся выступление.

– Каждая встреча проекта становится запоминающимся событием для наших лицеистов, а также учеников других томских школ, интересующихся наукой. «Субботние пересечения» позволяют им пообщаться с молодыми учеными, которые сами не так давно были школьниками, узнать о значимых результатах научных исследований и получить ценные навыки публичных выступлений и ответов на вопросы, – рассказывает Надежда Усова, координатор проекта «Опорные школы РАН» в Лицее при ТПУ.

Гостями интеллектуальной площадки на этот раз стали кандидат технических наук Сергей Туранов, доцент инженерной школы новых производственных технологий ТПУ, и Артыш Сат, младший научный сотрудник Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН.

Доклад Сергея Борисовича был посвящен физике света. Сначала он рассказал, как в разные периоды развития науки изучалась природа света, а также о влиянии света на различные аспекты жизни человека. «Настройка параметров света влияет на когнитивные способности, восприятие определенных предметов в музеях и магазинах, помогает создавать приятную атмосферу в кафе и ресторанах: например, в холодных странах, как у нас, используется теплый свет, а в жарких, наоборот, холодный», – отметил он.

В Томском политехническом университете создаются осветительные приборы, которые позволят снизить уровень эмоциональной усталости и стресса, а также проводятся необходимые международные психофизиологические тесты, позволяющие оценить уровень когнитивных способностей человека во время их использования. Кстати, в этой работе участвуют и лицеисты, свой вклад в этот проект и его результаты они представят на лицейской научной конференции в апреле.

Артыш Алашович за последние четыре года побывал вместе с коллегами в 60 экспедициях в 9 сибирских регионах. За плечами ученых более 35 тысяч километров дорог разной степени сложности, в том числе удаленных от населенных пунктов и труднодоступных. Регулярно томские климатологи проводят исследования на уникальном природном объекте – Васюганских болотах, где расположен один из научных стационаров. «Ведется постоянное измерение парниковых газов, в условиях глобальных изменений климата необходимо знать, сколько газов выделяется, а сколько поглощается», – поясняет он.

Томские школьники узнали, почему ученые пользуются небольшим болотоходом, а не мощным джипом с большими колесами. Как оказалось, болотные экосистемы восстанавливаются очень долго, поэтому у ученых, как и у врачей, главные принцип – не навредить своим вмешательством: след от шины тяжелого автомобиля может остаться на годы.

Участников проекта «Субботние пересечения» интересовало, а можно ли школьнику или студенту стать участником экспедиции. Как пояснил Артыш Сат, знакомство с научными исследованиями стоит начать с дня открытых дверей или экскурсии в институт, а дальше уже многое зависит от активной жизненной позиции – помогать в проведении исследований.

Затем настал черед голосования, по его итогам победил Сергей Туранов. Планируется, что следующие «Субботние пересечения» состоятся в апреле, впервые участниками интеллектуального поединка станут школьники.