Пирожные вместо сухариков: почему жук-вредитель облюбовал Западную Сибирь?
Чем опасен для темнохвойных лесов Западной Сибири крошечный, трехмиллиметровый жук? Как выглядят его самцы и самки? За какое время этот вредитель способен уничтожить здоровое крепкое дерево? Ответы на эти и многие другие вопросы можно было услышать в среду в Доме ученых Томского научного центра на второй за неделю встрече научно-популярного проекта «Говорит и показывает ученый». Перед учащимися Академлицея выступила кандидат биологических наук Наталия Чернова.
Научный сотрудник лаборатории мониторинга лесных экосистем ИМКЭС СО РАН и доцент кафедры ботаники биологического института ТГУ начала свое выступление с показа слайдов, на которых изображены серые пихты: именно так выглядит погибший лес, съеденный ксилофагами – насекомыми, питающимися корой и древесиной.
– В начале 2000-х годов впервые стали замечать, что деревья стали сохнуть, к 2006 –2007 году это явление достигло своего максимума. Поэтому было важно разобраться: кто в этом виноват и что делать. Сначала предполагали, что вредителями, поразившими деревья, могут быть большой черный пихтовый усач или пальцеходный лубоед. Однако во время проведенного в 2008 году феромонного мониторинга в специальные ловушки попали совершенно иные жуки. Когда был определен их вид, то оказалось, что это живущий на Дальнем Востоке уссурийский полиграф, – рассказала Наталия Александровна.
Традиционным, первичным ареалом его распространения являются Хабаровский и Приморский край, остров Сахалин, Япония и часть Китая. Однако на сегодняшний день коварный вредитель уже оккупировал 18 российских регионов – от Московской области до Республики Бурятия. Не обошел своим вниманием гастролер и Западную Сибирь, от его нашествия пострадали даже высокогорные пихтовые леса Алтая!
Лектор спрашивает у школьников, как же, по их мнению, насекомое, способное пролететь не более 5 километров, попало в наш регион? Версии у школьников были самые разные: через животных и птиц; виной всему глобальное потепление; посредством железнодорожного транспорта. Последний вариант оказался самым близким.
Именно железная дорога выступила инвазионным коридором: раньше при перевозке леса использовали деревянные столбики со снятой корой, а затем кору снимать с них перестали, тем самым создались условия для нахождения и питания жуков. После того, как жук-гастролер случайным образом попал в Западную Сибирь, здесь он нашел отличную кормовую базу и более мягкие климатические условия.
– Любому виду всегда нужна кормовая база, западносибирские леса, по сравнению с дальневосточными, более мягкие и вкусные, это как если предложить кому-то после сухарика пирожное, – поясняет Наталия Александровна. – А более теплый климат позволил за один сезон выводить два поколения жуков. Например, только одна самка откладывает 40 яиц! Самое максимальное количество жуков, снятых с одного дерева, составило 20 тысяч!
Результаты исследований, проведенных в Институте мониторинга климатических и экологических систем СО РАН, показали, что самцы уссурийского короеда являются моногамными и поджидают самку в выгрызенной ими брачной камере, а вторую случайно попавшую сюда самку могут просто-напросто съесть! Ученым удалось определить, как выглядят самцы и самки жука-вредителя: оказалось, что у первых на голове крошечные рожки, а голова дам украшена желтым симпатичным чубчиком.
Слушатели лектория узнали, что здоровое дерево, ставшее объектом нападения насекомых, погибает за три года. Уссурийский полиграф не прочь отведать не только взрослые, но и совсем молодые деревца, чей ствол в диаметре превышает 3-4 сантиметра. Оказывается, пихты стараются защититься от укусов насекомых, вырабатывая смолу. Однако ситуация усугубляется тем, что жук притащил с собой с Дальнего Востока «подельника» – споры деревоокрашивающих и дереворазрушающих грибов, которые попадая на место укуса жука, вызывают некроз древесной ткани.
В настоящее время сибирские пихтарники практически уничтожены, вместе с ними пострадали и растения, живущие в тени хвойных деревьев, которые сейчас вытеснили другие, более светолюбивые виды. Однако пихта все же сохранится в Западной Сибири благодаря тому, что она также произрастает и в смешанных лесах, которые оказались более устойчивыми перед лицом этой экспансии.
В конце лектория Наталия Чернова предложила всем его участникам посмотреть, как выглядит древесина, поеденная уссурийским полиграфом, что представляют собой оставленные внутри нее ходы, а также увидеть самцов и самок жука через бинокулярный микроскоп.
Проект «Говорит и показывает ученый» включен в программу празднования 300-летия Российской академии наук в Сибирском отделении РАН.