Ученые исследовали вероятность переноса патогенных микроорганизмов с воздушными массами

Совместная публикация «How Has the Hazard to Humans of Microorganisms Found in Atmospheric Aerosol in the South of Western Siberia Changed over 10 Years?» ученых Института оптики атмосферы имени В.Е. Зуева СО РАН (ИОА СО РАН) и "Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии "Вектор" Роспотребнадзора готовилась задолго до разгара пандемии, но в новых реалиях эти исследования вызывают повышенный интерес ученых и общества (опубликована в международном высокорейтинговом (Q1-Q2) журнале International Journal Of Environmental Research And Public Health (https://www.mdpi.com/1660-4601/17/5/1651).

Кооперация исследователей Института оптики атмосферы имени В.Е. Зуева СО РАН с учеными из ГНЦ ВБ «Вектор» по исследованию переноса аэрозоля в атмосфере началась ещё в конце 20 века. Большой интерес биофизиков-вирусологов «Вектора» вызывала вероятность переноса патогенных микроорганизмов с воздушными массами в атмосфере: до каких высот способны подниматься и оставаться жизнеспособными эти вирусы и бактерии, а также влияние факторов среды на эволюцию потенциальных патогенов.

Методология отбора проб «классического» атмосферного аэрозоля с борта самолета-лаборатории была довольно быстро и успешно адаптирована для отбора биоаэрозоля, что позволило в последующие 20 лет установить и систематизировать широкую номенклатуру микроорганизмов, способных существовать и перемещаться в тропосфере.

Специалисты «Вектора» репрезентативно и с достаточной точностью определили большинство этих жизнеспособных видов и отследили их временную и пространственную динамику. В публикации ими отмечено заметное снижение среднегодовой численности в атмосфере культивируемых бактерий и грибных агентов за 10 лет (в 6-10 раз). Однако вредное влияние на человека микроорганизмов, витающих в атмосферном аэрозоле юга Западной Сибири, за эти 10 лет существенно не поменялось.

Биологическая опасность далеко не всегда соразмерна количеству переносимых частиц биоаэрозоля и зависит от целого ряда факторов и сочетаний атмосферных параметров и метеоявлений в воздушных массах. Что касается циркулирующих в человеческой популяции вирусов и бактерий, то они хоть и относятся к диапазону размеров легко переносимых в воздушной среде частиц, но не способны длительно выживать и воспроизводиться без транспортера-инкубатора в виде организма хозяина. Новый коронавирус вряд ли отличается большей жизнестойкостью в свободной атмосфере и способностью оставаться живым (или вирулентным) после переноса на длительные расстояния.

Следует отметить высокую корреляцию среднегодовых концентраций микроорганизмов в аэрозоле с такой же характеристикой неорганической аэрозольной массы, что предполагает гораздо более тесное взаимодействие живой и неживой природы на уровне аэродисперсных систем в атмосфере, чем полагалось до этого. Учёные планируют продолжить совместные исследования этого вопроса.