Транспортную доступность Академгородка обсудили на «Открытом разговоре»


Третья встреча с общественностью Академгородка в формате «Открытый разговор», организованная ТНЦ СО РАН, состоялась 23 апреля в Доме ученых. Обсудить с жителями Академгородка и сотрудниками научных организаций вопросы развития региональной транспортной системы и новую маршрутную схему по приглашению областного депутата Галины Немцевой пришли зам. губернатора Томской области по инфраструктуре Александр Лебедев и председатель комитета по организации пассажироперевозок городской администрации Ольга Свахина.


– Мы с вами здесь для того, чтобы прийти к консенсусу и выработать пути решения проблемы, а не просто поговорить, вылить друг на друга то, о чем можно поговорить на кухне, в кругу близких людей. Приглашаю всех к конструктивному диалогу, – задала тон дискуссии Галина Григорьевна Немцева, депутат Законодательной думы Томской области по Академическому одномандатному избирательному округу № 3, член Межведомственного координационного совета по развитию Академгородка.

Заместитель губернатора Александр Лебедев не мог обойти вниманием волнующую всех тему строительства малого транспортного кольца (МТК). Напомним, в далеком 2014 году общественность отстояла Академгородок, которому грозило быть рассеченным мощным потоком машин, а работа целого ряда уникальных научных установок стала бы невозможной. В том варианте дорога шла напрямую через Академгородок между «Венским двором» и домом по проспекту Академическому, 17. Теперь, как было сказано на встрече, дорога предположительно пройдет между ОЭЗ и будущим межвузовским кампусом.

– Мы приступили к реализации первого этапа строительства малого транспортного кольца, который заканчивается в районе улицы Приветливой. Второй его этап – это самый важный вопрос. В настоящее время еще не определена трассировка второго этапа, нет никаких документов. Но в рамках моей работы по транспортному планированию мы предполагаем для комфортного выезда, в том числе из микрорайона Академгородок, что транспортное кольцо будет идти по Облепиховой улице, выйдет затем на улицу Тургенева до Ивановского, потом пойдет по Высоцкого с выходом на Иркутский тракт, – отметил чиновник.

По словам Александра Владимировича, такая схема появилась в транспортном планировании в 2024 году, но в любом случае решение по поводу трассировки второго этапа МТК будет принято лишь после общественных слушаний, на которых томичам представят несколько вариантов проекта дорожного строительства.

Вторым пунктом повестки «Открытого разговора» значилась новая маршрутная схема, которая вступит в силу с начала 2025 года. Ее представила председатель комитета по организации пассажироперевозок городской администрации Ольга Свахина.

– Схема, которую бы я сегодня хотела вам представить, это некая «консервативная» схема, разработанная совместно с администрацией Томской области. Она, по сути, сохраняет основные транспортные магистрали и модели поездок, привычные нам с вами, – начала свой доклад Ольга Анатольевна.

Итак, автобус № 16 (131) будет ходить без изменений. Не поменяются и маршруты №№ 13/14, единственным новшеством станет то, что в течение рабочего дня они будут заезжать на Приборный завод. Пятый маршрут будет заезжать на улицу Королева, а его конечной остановкой в будущем станет строящийся кампус. Как и у 23-го маршрута, привычная схема движения которого не поменяется, он будет следовать в Академгородок из центра города через проспект Комсомольский и улицу Сибирскую, а также выполнять несколько рейсов в Заварзино и Родионово.

Главное изменение коснется слияния маршрутов №№ 30/33 и 25/52: в новой маршрутной схеме будет действовать кольцевой маршрут № 25/52. Жители Академгородка смогут без пересадок доехать до ОКБ, МСЧ-2 и роддома № 4; при движении в другую сторону автобус пойдет сначала по проспекту Фрунзе, далее по улицам Шевченко и Елизаровых, далее по Нахимова и проспекту Ленина, обеспечивая возможность добраться до вузов.

Согласно новой схеме, 8-й и 9-й маршруты будут по улице Тургенева заезжать в Инженерный центр, тем самым обеспечив транспортную доступность микрорайона «Наука». Кроме того, на маршруте предполагается оборудовать три остановки: первая – за поворотом на Демьяна Бедного, вторая – на улице Сахарова, чтобы было удобно добраться до детского сада, а третья остановка разместится ближе к Заварзино.

Новая транспортная схема вызвала бурную дискуссию. «Мы учитываем интересы жителей, но невозможно учесть все абсолютно интересы», – парировала претензии в свой адрес Ольга Свахина, ссылаясь на объективные препятствия, которые нужно иметь ввиду – от огромного дефицита водителей до экономической рентабельности маршрутов.

По словам Ольги Анатольевны, исправить ситуацию с регулярностью выполнения рейсов в Академгородок, в т.ч. в вечернее время, должна позволить система брутто-контрактов. Это такая модель организации пассажирских перевозок, при которой перевозчики перечисляют всю собранную с пассажиров выручку в бюджет города, а городская администрация оплачивает выполнение заказанных рейсов по маршрутам. Другим новшеством после принятия новой маршрутной схемы может стать появление автобусов разного класса, в том числе и больших.

Подводя итог встречи, Галина Немцева рекомендовала гражданам, пока еще есть время, направлять свои предложения в проект новой схемы маршрутов.