Генеральная репетиция: до встречи в океане!

17 марта в рамках уникального образовательного проекта «Уроки из Океана» состоялось второе по счету занятие, участниками которого стали школьники из шести образовательных учреждений Томска, Новосибирска, Тобольска, Перми и Санкт-Петербурга, а его трансляция велась он-лайн сразу на нескольких каналах.

«Уроки из Океана» являются частью программы кругосветной экспедиции, старт которой назначен на 1 июля 2021 года и которая будет посвящена 250-летию со дня рождения адмирала И.Ф. Крузенштерна и 200-летию открытия Антарктиды русской экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Экспедиция получила поддержку Фонда президентских грантов и Русского географического общества.

В организации «Уроков из Океана» участвуют Томское отделение Русского географического общества, Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), компания «Системы. Технологии. Коммуникации» (СТК), школа Томского района «Интеграция». Проект проходит при информационной поддержке Томского научного центра СО РАН.

В прямой эфир из Кронштадта (откуда 1 июля и стартует экспедиция) вышел экипаж будущей «кругосветки» - советник председателя Томского научного центра СО РАН Евгений Ковалевский и чемпион России по парусному спорту Станислав Березкин, а также руководитель Берегового центра Юлия Калюжная.

- Предстоящая экспедиция и «Уроки из Океана» станут по-настоящему инновационным, прорывным проектом, нас ждет много совместных открытий, - отметил Евгений Александрович Ковалевский.

- Для нас очень важно пробудить у школьников и студентов интерес к географии, к изучению мирового Океана, - подчеркнул Станислав Евгеньевич Березкин.

Ведущими второго всероссийского урока «Из Кронштадта – вокруг света. История кадетского образования в России» стали курсанты Кронштадского морского кадетского военного корпуса. Все участники проекта смогли узнать о традициях морского кадетского образования в России, ведущих свою историю с 14 января 1701 года, когда Петр I открыл первую школу математических и навигационных наук. В будущем она носила разные названия, но суть оставалась неизменной морские кадетские корпуса стали настоящей «кузницей кадров»!

Школьниками смогли познакомиться с интересными фактами о выдающихся российских мореплавателях, внесших значимый вклад в развитие географии, освоение просторов мирового океана, благодаря трудам которых России приобрела славу ведущей мировой морской державы. В их числе: великие путешественники и первооткрыватели - первый российский «кругосветчик» И.Ф. Крузенштерн, открывшие Антарктиду - Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев; адмиралы – Ф.Ф. Ушаков и Г.И. Невельской.

Именами российских мореплавателей назван целый ряд географических объектов! Например, имя адмирала Г.И. Невельского носят - город в Сахалинской области, а также залив и пролив на Дальнем Востоке. В честь М.П. Лазарева названы остров в Аральском море и поселок в Краснодарском крае, в честь В.М. Головнина вице-адмирала, руководителя двух кругосветных экспедиций – пролив в Тихом океане, вулкан, поселок и порт на острове Кунашир.

На карте мира можно также найти: пролив в Тихом океане и остров в Беринговом проливе, названные в честь И.Ф. Крузенштерна; а в Тихом океане в составе северо-западных островов Гавайского архипелага есть остров, получивший свое имя в честь Ю.Ф.Лисянского, участника первой кругосветной экспедиции, его имя увековечено и в названиях залива, полуострова, пролива, реки и мыса на побережье Северной Америки.

Следующим этапом необычного урока стало проведение интерактивной игры в формате известной телепередачи «Своя игра». Шесть команд состязались в поиске ответов на каверзные вопросы по нескольким темам: легендарные корабли, выдающиеся выпускники морских кадетских корпусов, географические названия, получившие свое имя в честь российских мореплавателей, и современные путешественники. Первое место заняли юные кадеты, они получили памятный подарок от экипажа стартующей кругосветки – фото с автографами.

Затем наступило время вопросов, молодежь интересовало многое: почему путешественники решили организовать экспедицию; в какие порты будет заходить экипаж; насколько сложно проходит адаптация организма к пребыванию в открытом океане; каковы цели кругосветки и каким образом будут проходить «Уроки из Океана».

- Экспедиция имеет ряд целей. Во-первых, это и сохранение исторической памяти – понимание роли русских мореплавателей в освоении мирового Океана, во-вторых, развитие народной дипломатии – представление России в нескольких десятках стран. Кругосветка имеет свою научную и образовательную программу, частью которой являются «Уроки из Океана» и подготовка познавательного, научно-популярного контента. Кроме того, участники экспедиции намерены поставить несколько спортивных рекордов, - такой ответ дали Евгений Ковалевский и Станислав Березкин.

Прошедший урок стал по сути дела генеральной экспедиции, ведь следующий уже пройдет на открытой воде. Значит, впереди новые интересные встречи и открытия: до встречи в Океане!