Загадка воды, или Формула счастья.

Природа полна тайн, раскрыть эти сложные загадки, вникнуть в суть непонятных явлений - это на протяжении многих столетий было заветной мечтой, путеводной звездой многих ученых. Для Степана Львовича Шварцева – основателя сибирской гидрогеологической школы, создателя нового научного направления по геологической эволюции и самоорганизации системы «вода — порода» загадкой всей его жизни является такое природное явление, как вода. Именно ей он посвятил более пятидесяти лет своей жизни. В сентябре директор Томского филиала Учреждения Российской академии наук Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН отметил свое 75-летие.

Этапы пути.

Всегда бывает интересно проследить жизненный путь известного ученого. Это тоже своего рода попытка разгадать, в чем же кроется секрет успеха? «На 90% – это труд. Чтобы добиться какого-то значимого результата, нужно много работать. Меня всегда привлекала возможность – взглянуть на обыденные, казалось бы, всем привычные вещи под иным углом зрения, - говорит С.Л. Шварцев. - Считаю, что для ученого, особенно для геолога, очень важно посмотреть мир, чтобы расширить свой кругозор, сформировать мировоззрение. Мне довелось поездить по миру. На территории СССР бывал и в тундровой зоне, и в пустынях, и в степях Казахстана, в Узбекистане и Забайкалье. Два года проработал в Африке – в Гвинее, изучал воду в различных странах мира – в Китае, Франции, Америке, Англии, Германии, Чехии, Словакии».

Судьба ученого неразрывно связана с томской академической и вузовской наукой – Томским политехническим университетом и Томским научным центром СО РАН. В 1960 году он с отличием окончил старейший технический вуз Сибири по специальности «гидрогеология и инженерная геология». Степан Шварцев был зачислен в Обь-Иртышскую экспедицию Сибирского НИИ геологии, геофизики и минерального сырья. Одновременно с этим молодой человек приступил к научной деятельности: он занимался разработкой гидрогеохимического метода поисков в районах с развитием многолетней мерзлоты. В 1964-ом году Степан Львович блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование химического состава подземных вод в районах сульфидных месторождений в условиях развития многолетнемёрзлых пород». Эта работа не из числа тех, что потом пылятся на полке, не привнеся никакого вклада в науку! Ученый впервые в мировой практике разработал теорию и методику применения гидрогеохимического метода поисков месторождений рудных полезных ископаемых в условиях криолитозоны.

В 1964 году он становится доцентом, а в 1976 году — заведующим кафедрой гидрогеологии и инженерной геологии ТПИ, которая по праву считалась одной из сильнейших. За годы работы Степана Львовича на должности зав.кафедрой было подготовлено около 1500 инженеров! Следующая ступень – докторская диссертация на тему «Формирование химического состава подземных вод зоны гипергенеза», Степан Львович защитил ее в МГУ. В 1980-ом году С.Л. Шварцев возглавил геологоразведочный факультет Томского политехнического института и занимал эту должность на протяжение десяти лет, в 1981-ом году он стал руководителем проблемной гидрогеохимической лаборатории. В 1986 г. за выдающийся вклад в развитие науки, подготовку инженерных и научных кадров ученому присуждена высшая правительственная награда - Государственная премия СССР.

В 1991-ом году Степан Львович начинает работать в Томском отделении Объединённого института геологии, геофизики и минералогии СО РАН, в 1994-ом он получает приглашение – возглавить его. С 1997-го года и по сей день С.Л. Шварцев — директор Томского филиала Учреждения Российской академии наук, Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука. Одним из наиболее значимых достижений стало участие в создании программы и концепции развития нефтяной и газовой промышленности в Томской области на 2001-2005 годы и период до 2030 года (совместно с головным Институтом под руководством академика А. Э. Конторовича). С помощью ТФ ИНГГ был решен целый ряд практических задач. Так для повышения эффективности геологоразведки в ТФ ИНГГ СО РАН была разработана численная региональная гидрогеологическая модель территории Сибирской платформы, которая активно используется для оценки перспектив нефтегазоносности и гидрогеологических условий разработки месторождений углеводородного сырья. Данные гидрогеохимических исследований, выполненных в ТФ ИНГГ СО РАН, показали, что Бакчарское рудное месторождение представляет собой лишь часть большого железного «пояса», а Правобережье Оби таит в своих недрах не только нефть и газ, но и, с большой вероятностью, уран и марганец. На территории Томской области гидрогеологами обнаружены источники горячих йодо-бромных минеральных вод.

Вода как основа эволюции

Вот несколько совсем житейских примеров. В жаркий день в переполненном автобусе готов все отдать за стакан прохладной воды! А если вдруг во всем городе отключат воду, то нормальное течение жизни останавливается, наступает коллапс. А как забыть о том, что все живые существа как минимум на 60% состоят из воды! Изменяется водный баланс, нависает угроза обезвоживания – сама жизнь висит на волоске. Поэтому не будет преувеличением сказать, что вода имеет колоссальное значение: она – основа всего сущего.

- Вода – самый главный компонент Земли. Именно она играет исключительную роль в формировании всего окружающего мира. Все, что мы видим вокруг себя, образовано водой: и рудные полезные ископаемые, и рельеф, и почвы. При этом роль воды в происхождении и строении мира до сих пор не осмыслена сполна. Это вредит науке в целом, потому что мы не понимаем многих явлений — от формирования земной коры до происхождения жизни. Это притом, что еще академик Вернадский раскрыл огромную роль воды в становлении окружающего мира! Система «вода-порода» выводит нас на принципиально новый уровень понимания функции воды в развитии всего окружающего мира, - отметил Степан Львович.

Именно вода, эволюция системы «вода-порода» создает окружающий мир. На первый взгляд, сложно поверить в то, что эволюция присутствует не только в биологических системах, но и в неживой природе.

- Удалось доказать, что вода является главной в процессе эволюции неживой материи. Вода размывает породу, меняется состав элементов, начинают формироваться новые элементы. Появление воды на земле обусловило создание минеральных продуктов: постепенно сложились месторождения, оформились ландшафты и рельефы. Таким образом, были подготовлены условия для жизни микроорганизмов, - рассказывает ученый.

Сложно себе представить всю эпичность, весь размах этих процессов! Невольно напрашивается метафора: вода – это строитель, который воздвиг величественное здание – окружающий нас мир. И сразу ремарка: современная наука переживает интереснейший этап развития, она становится междисциплинарной, между различными сферами знания сметаются все барьеры, некогда искусственно отделявшие их друг от друга. Так и с системой «вода – порода»: данный раздел геологии самым тесным образом соприкасается с философией. «Один из самых интереснейших философских проблем – это, прежде всего, связь живого и неживого, а также модели поведения первичных и вторичных систем в процессе эволюции, - считает ученый. - После появления новой воды (дочерней системы) меняется и состав материнской системы. Так и в жизни, появление ребенка влияет на поведение и образ жизни родителей. Применение подходов синергетики позволяет осмыслить такие явления более глубоко.

С 2005 года начато издание пятитомной коллективной монографии «Геологическая эволюция и самоорганизация системы «вода-порода», в которой ведется системное изложение этой концепции. Проделана огромная работа по накоплению эмпирического материала, подтверждающего теорию. К настоящему времени уже вышло два тома этого фундаментального труда. «Геологическая эволюция и самоорганизация системы «вода- порода» вызывает огромный интерес за рубежом. Сейчас в рамках этого направления ТФ ИНГГ сотрудничает с иностранными научными и образовательными учреждениями. В их числе - крупный проект с Наньчанским университетом (кстати, Степан Львович является почетным профессором этого крупнейшего китайского вуза). Речь идет о поиске механизмов очищения одного из самых больших пресных озер Китая - Поянг. В 2011 году ТФ ИНГГ СО РАН выполняет совместные исследования с университетом им. Сабатье из Тулузы (Франция), с Кентским университетом (США) и Фондом гражданских исследований (США).

Учитель и друг.

Далеко не каждый талантливый ученый наделен даром наставника – воспитателя следующих поколений исследователей, способного щедро от всей души поделиться своим профессиональным, исследовательским опытом. Для многих студентов, аспирантов, молодых ученых он является любимым учителем, другом – человеком, который повлиял на выбор жизненного пути, помог становлению в науке. Степаном Львовичем подготовлено 40 кандидатов и 7 докторов наук. «Не понимаю, когда у ученого за всю его жизнь было один или два аспиранта. Что это значит: что он не может хорошо научить или что ему нечего передать?», - говорит юбиляр.

О своем учителе рассказала Олеся Лепокурова, к.г.-м.н, научный сотрудник лаборатории гидрогеохимии и геоэкологии ТФ ИНГГ. Тема ее диссертации связана с системой «вода-порода» и посвящена одной из самых актуальных нынче тем – Бакчарскому месторождению.

- Степан Львович – прекрасный рассказчик, он умеет заинтересовать молодежь. Мне на всю жизнь запомнились наши занятия. Своих магистрантов и аспирантов он пытается научить мыслить не стандартно: размышлять, анализировать, сопоставлять, искать пути решения самых заковыристых и сложных задач. Он считает необходимым условием становления ученого – стажировки, участие в конференциях, международных проектах. С.Л. Шварцев очень многое делает для того, чтобы после защиты молодой ученый закрепился в академической науке: ищет возможности оставить его в институте, помогает решить квартирный вопрос.

P.S. В одном из интервью Степан Львович сказал, что «каждый человек, а ученый тем паче, обладает удивительной функцией разнообразить мир. Это предопределено самой природой. Отсюда и формула счастья человека - стремиться, пусть порой и неосознанно, разнообразить мир. Кому удается его разнообразить через любовь, науку, искусство, культуру, спорт, домашний очаг и детей, тот наиболее счастлив». У профессора Шварцева есть своя формула счастья: постигать тайны окружающего нас мира, ведя научный поиск. И, конечно же, не может быть полного, настоящего счастья – без счастья семейного. Степан Львович - заботливый семьянин, любящий муж, отец и дедушка.

Ольга БУЛГАКОВА