Бетон - отдельно, арматура – отдельно…

  В настоящее время на всей территории России ОАО «РЖД» проводит масштабную  реконструкцию путей. Старые, отслужившие свой срок  железобетонные  опоры контактной сети меняются на новые. Но возникает серьезная проблема: куда складировать десятки тысяч опор? Пока для этого выделяются специальные площади, но остроты вопроса это не снимает по двум причинам, во-первых, места нужно все больше и больше, а во-вторых, складирование этих опор заметно ухудшает экологическую обстановку.

  А можно ли утилизировать железобетон? Еще совсем недавно казалось, что это совершенно нецелесообразно, потому что ранее для этого применялось оборудование для механического дробления железобетона. Такие установки часто выходят из строя, потребляют очень много электроэнергии, после дробления фрагменты стальной арматуры представляют собой искареженые куски, которые годятся лишь для сдачи в металлолом, поэтому эксплуатировать такое оборудование экономически не выгодно.

   Но предприятие ООО «НПО «Разряд», созданное сотрудниками ИСЭ СО РАН и ТПУ, ООО «ФПИ РВК» и частным бизнесом Сахалинской области, предложило качественно новое, надежное и современное оборудование для утилизации опор. В чем же заключается его уникальность? В основе разработанного оборудования лежит применение электрогидроимпульсной безотходной технологии. В результате использования такой установки удается получить недеформированную арматуру и дробленный бетон, которые могут быть использованы вновь. За одну рабочую смену можно переработать более 30 опор, утилизация тысячи опор дает 150 тонн стальной арматуры и 700 кубометров дробленого бетона. Согласно предварительным расчетам, за один  год производственный участок может переработать шесть тысяч опор, «в остатке» будут получены 900 тонн стальной арматуры и 3200 кубометров дробленого бетона.

    Если говорить о преимуществах новой установки, то срок ее службы по сравнению с обычными механическими дробилками в несколько раз больше, а также она потребляет очень мало электроэнергии. Таким образом, получается, что переработка опор не только позволяет эффективно решить серьезную экологическую проблему, но и стать экономически выгодной. В настоящее время установка для утилизации железобетонных опор, разработанная ООО «НПО «Разряд» проходит испытания на железнодорожной станции Тайга Кемеровского отделения Западно-Сибирского филиала ОАО «РЖД»: успешно проведены технические испытания рабочих параметров узлов и систем установки; выбраны оптимальные рабочие режимы переработки опор.

   ООО «НПО «Разряд» занимается разработкой еще нескольких перспективных направлений, интересных, прежде всего, для строительной отрасли. Это создание электроразрядной установки для переработки железобетонных плит и разработка метода формирование свай разрядно-импульсной технологией.

           Ольга БУЛГАКОВА.