Рубрика: «Хобби»

 

Лечу!

 

Парящая в небе птица невольно приковывает взор: какой простор, какая свобода! Созерцать ее можно бесконечно долго… Неудивительно, что многовековой мечтой человека было встать на крыло и полететь легко, красиво, непринужденно, а мечты обязательно должны сбываться!

В рубрике «Хобби» мы продолжаем знакомить вас с интересными увлечениями сотрудников Томского научного центра СО РАН. В этом выпуске мы расскажем о Максиме Алексеюке, начальнике участка специальной дорожной и автомобильной техники ТНЦ СО РАН, который занимается парапланеризмом. Своего рода точкой отсчета в этом романе с небом стал тот момент, когда Максим прыгнул с парашютом. Это подарило новые, незабываемые ощущения полета, испытать которые захотелось вновь. Спустя какое-то время, оказавшись в Лагерном саду, он увидел парящие в небе парапланы. Подождав, пока пилот приземлится, Максим познакомился с ним и узнал, где можно научиться полету на параплане. Как оказалось, в Томске существуют несколько специальных школ: обучающиеся там люди сдают теоретические и практические экзамены прежде, чем могут быть допущены к самостоятельному полету.

Первая настоящая встреча с небом случилась не сразу, а лишь год спустя. Требовалось время, чтобы накопить достаточную сумму денег для приобретения самого параплана (цена вопроса – около двух тысяч евро), необходимого оборудования – высотомера, JPC-навигатора, запасного парашюта, спортивной экипировки. В мире парапланов, как и в автомобильной индустрии, есть и простые «рабочие лошадки», и свои «короли». К большому сожалению, «крылья» российского производства (так спортсмены называют параплан) морально устарели и не успевают за современными требованиями. Поэтому большинство спортсменов предпочитает парапланы, сделанные за рубежом. Более доступный вариант – учебные, отлично подходящие для «пилотов выходного дня» – увлеченных любителей, не ставящих перед собой целью добиться спортивных рекордов. Для опытных пилотов – тех, кто участвует в соревнования и нацелен на получение высоких результатов, уже требуются спортивные «крылья» (это самое высококлассное и самое дорогое оборудование).

В Томске излюбленным местом парапланеристов является Лагерный сад. Но, конечно же, очень интересно насладиться свободным парением и в других живописных уголках нашей планеты. В России таковых немало: это, например, и поселок Солоновка в Алтайском крае, и Сарагаш в Хакасии, и Кабардино-Балкария. Есть и другие «точки» земного шара – в Турции, Малайзии, Франции, Австралии, Колубмии, Индии и Непале, которые мечтает посетить, пожалуй, каждый парапланерист.

Дело в том, что каждая местность имеет свое «дыхание» – свою уникальную аэрологию. В некоторых местах, как, например, в Лагерном саду, полет происходит в динамическом потоке воздуха, образуемым ветром, который дует в направлении горы. В некоторых уголках, напротив, теплые потоки воздуха поднимаются вверх от земли (такие потоки называются термическими), спортсмену важно «поймать» такой поток, чтобы вместе с ним и подняться вверх. Самые сложные для парапланериста условия, когда происходит встреча этих потоков. Именно от мастерства человека в небе и зависит, как пройдет полет.

«Роман с небом» длится долгие годы, потому что испытавший незабываемые ощущения простора и свободы будет постоянно мечтать о возвращении на большую высоту. В определенных условиях полет парапланериста может длиться в течение многих часов, а сам спортсмен может переноситься на очень большие расстояния. Максиму довелось побывать в Индии и Непале, где и рельеф, и аэрология местности позволяют это. Знакомство с другой страной, ее особым колоритом дарит незабываемые впечатления. И не только в воздухе, но и на земле. В Индии, в гористой местности, Максима поразило то, что трудолюбивые люди используют для земледелия любой клочок земли, который удается отвоевать у природы. Представьте себе картину: небольшие участки располагаются террасами!

Не всегда спортсмену удается приземлиться в заранее намеченном для этой цели «квадрате», порой в силу разных причин приходится «садиться» в самых разных местах. И в поле, вызвав любопытство местных крестьян, которые потом гостеприимно угощают местным чаем. И вслед за другим пилотом: как окажется потом, – это большое везение, потому что его подберет джип – там найдется местечко и для томича – правда, только на крыше! Всегда люди с большим интересом относятся к парапланеристам: им хочется узнать, откуда спортсмен? Россия в тех местах представляется чем-то очень далеким и малоизвестным.

Оказавшись в каких-то местах, особенно любимых парапланеристами, можно услышать самую разную речь – русскую, английскую, французскую, немецкую. Не становится ли настоящее увлечение, чем-то, что по-настоящему объединяет людей в наше не простое время разобщения?

 

Ольга БУЛГАКОВА.