Восемь недель в США.

В соответствии с соглашением о научном обмене между СССР и США мне довелось побывать в ряде университетов США в период с 7 апреля по 3 июня 1969 года. Около 6 недель я пробыл в Калифорнийском университете в Лос-Анжелесе и в течение двух недель в Калифорнийском университете в Дэвисе, Беркли, в Стенфордском университете в Калифорнии, в Колорадском университете в Боулдэре, в Гарвардском университете в Бостоне, в Массачузетском технологическом институте, в университете штата Мэриленд (около столицы США) и в Нью-Йоркском университете в Бронксе.

Кроме университетов я посетил также научно-исследовательские лаборатории корпораций Дуглас и Рэнд, известную астрономическую обсерваторию Маунт-Вильсон и национальный центр по исследованиям атмосферы.

На протяжении двух месяцев мне удалось подробно познакомиться с библиотекой отчетов о научно-исследовательских работах по оптике атмосферы, выполненных в различных научных центрах США, познакомиться с рядом научных лабораторий, повстречаться со многими американскими учеными, работающими в той или иной узкой области оптики атмосферы. Было довольно много и официальных, и неофициальных разговоров с американскими коллегами.

Я прочитал 6 лекций в различных университетах. Все лекции были посвящены изложению результатов ис-следований, проводимых нашим коллективом в Томске. Они были известной компенсацией за предоставленные мне широкие возможности ознакомления с исследованиями в различных направлениях атмосферной оптики в США.

Я имел также возможности познакомиться с учебными программами, организацией учебного процесса, с бытом ученых и студентов, со многими сторонами американской жизни.

В короткой статье невозможно рассказать о всех впечатлениях от поездки.

Прежде всего несколько фраз об американских университетах. В США в каждом штате кроме государственного университета имеются частные. Общее количество университетов измеряется сотнями.

Государственные университеты, как правило, очень большие. Самый большой по численности студентов и преподавателей Калифорнийский университет, например, имеет более 100 тысяч студентов. Он размещается в 9 городах штата. Наиболее крупные отделения этого университета в Лос-Анжелесе и Беркли по 28 тысяч студентов в каждом. Отделение Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе занимает огромную площадь, включающую в себя все научные, учебные, административные здания, многоэтажные гаражи, рекриэйшн центр и студенческие общежития.

Надо прямо сказать, что университет предоставляет студентам и преподавателям отличные возможности для учебы и работы. Однако далеко не все способные молодые люди могут учиться здесь, поскольку плата за жилье, питание и обучение превышает 2 тысячи долларов в год на одного студента. Заметим, что в знаменитых частных школах, таких как Говардский университет и Массачусетский технологический институт, только плата за обучение в год может превышать. 5000 долларов.

Для меня было большой неожиданностью то обстоятельство, что штаты научно-исследовательского персонала и средства на научную работу в университетах целиком определяются наличием контрактов. Штат ассигнует средства только на строительство университета, на его содержание и зарплату преподавательского персонала.

Обучение в университетах США продолжается четыре года. До поступления в университет дети учатся 12 лет в школе (с 6 до 18 лет).

Лекции длятся 50 минут каждая. В течение пяти рабочих дней недели студенты имеют от 18 до 24 обязательных занятий. Считается, что примерно в два раза больше времени они должны работать самостоятельно. На деле этого нет.

Студенческая молодежь США в последние несколько лет с быстро возрастающей активностью выступает против войны во Вьетнаме, против проведения в университетах исследований военного характера, против обучения студентов военному делу. Выступления эти часто носят стихийный характер и заканчиваются столкновениями с полицией и даже войсками. Америка-страна контрастов. В каждом крупном городе богатство и роскошь соседствуют с бедностью, а религия с проповедью свободы половых отношений.

В американском обществе много сложных проблем. Это Вьетнамская война (все без исключения американцы, с которыми приходилось встречаться, выступают против этой войны), это расовая проблема, это проблема преступности, алкоголизма, наркотиков, венерических заболеваний, молодежная проблема и др. Я бы особо подчеркнул проблему молодежи или как называют ее американцы - дженерейшн гэп (брешь между поколениями). Эта брешь-одно из порождений американского образа жизни.

В Америке очень много и поучительного, положительного. Прежде всего хочется отметить неизменное доброжелательное отношение американцев к нашей стране, которое я испытывал все время пребывания в США.

Американцы с большой тщательностью подбирают научные кадры. Характерным для них является наличие небольших ячеек ученых, работающих на самом современном уровне в очень узкой области. В этих ячейках, как правило, работает всего два-три человека. Следует отметить, что добрая половина американских ученых не американцы.

Американцы - деловые люди. Им, как правило, не присущ бюрократизм и волокита. Очень многое у них делается на основе доверия.

Моя поездка была весьма плодотворной во всех отношениях. Я более чем уверен в необходимости расширения взаимных обменов учеными, студентами наших стран.

Считаю, что наш университет далеко не использовал всех возможностей для посылки в США лучших ученых и студентов. Эту работу надо проводить целенаправленно, ориентируясь на определенных кандидатов и соответственно построив их языковую подготовку.

Зуев Владимир Евсеевич,
доктор физико-математических наук, профессор.
"Красное знамя", 1969