Решение жилищной проблемы в ТНЦ

Главнейшая социальная проблема, стоявшая перед руководством центра, - это, конечно, проблема обеспечения жильем сотрудников и рабочего персонала. В ее решении мы достигли высоких результатов. Жилье вплоть до начала горбачевской перестройки строилось у нас в два этапа, первый этап был обычным как по финансированию, так и по выполнению планов строительства жилья. Он начался одновременно со строительством объектов науки: строительство первого корпуса для науки, а именно главного корпуса института оптики атмосферы, мы начали в 1970 году и строили его 3 года. Первые два девятиэтажных жилых дома, по 45 квартир каждый, мы сдавали одновременно с главным корпусом института. Результат с первого взгляда неплохой, в том и другом случае планы строительства были выполнены. Они выполнялись вплоть до 1980 года. Тем не менее проведенный анализ показал, что если не принять срочные меры, то строительство жилья такими темпами будет тормозить энергичное строительство объектов науки, даже если и те, и другие объекты будут строиться с выполнением планов.

Тщательный анализ возможности значительного увеличения строительства жилья в Академгородке привел нас к весьма необычному оригинальному варианту. Суть этого варианта состояла в следующем. Для строительства очередного жилого дома президиум и профсоюзный комитет научного центра решили формировать комсомольско-молодежный отряд в основном из людей, прошедших реальную практику по строительству и имеющих достаточный опыт строительства по различным специальностям. Каждый отряд набирался по большому конкурсу и по окончании строительства получал 25% квартир очередного жилого дома. Эта схема была согласована с партийными и советскими органами области, города и района. При успешной работе каждый член отряда получал для своей семьи вне очереди квартиру в построенном доме.

Этот опыт мы использовали на протяжении двух пятилеток, а именно с 1981 года по 1990 год. Прежде чем говорить о его результатах, я хотел бы подчеркнуть, что на протяжении всех 10 лет у нас не было никаких конфликтов ни с семьями, стоящими в первых рядах в очереди на получение жилья, ни с членами строительных отрядов, поскольку все были заинтересованы в существенном увеличении объемов строительства жилья по сравнению с предыдущими годами.

Итоги этой неординарной деятельности в цифрах выглядят так: в первой из указанных пятилеток при плане строительно-монтажных работ по жилью в 2,5 млн. рублей был реализован объем в 6,5 млн. рублей, то есть план был выполнен на 260%; во второй пятилетке при плане, увеличенном в 2 раза, по сравнению с пятилеткой 1981-1885 годов он был выполнен на 200%. Следует подчеркнуть, что в других центрах СО АН СССР выполнение плана строительства жилья в обеих пятилетках не превышало 100%. Что касается строительно-монтажных работ по объектам науки, то они за обе пятилетки в Томском научном центре выполнялись полностью, то есть наши перевыполнения объемов строительства жилья никак не влияли на строительство научных и социальных объектов Академгородка. Более того, эти перевыполнения приносили огромную пользу всему Сибирскому отделению, точнее его управлению капитального строительства, поскольку сверхплановые затраты в Томском научном центре финансировались за счет недовыполнения в других научных центрах отделения.

Главный же итог этих успехов заключался в том, что Томский научный центр в целом по капитальному строительству вышел на такой же уровень его обеспеченности, как и другие научные центры Сибирского отделения, хотя Томский академгородок начал свою историю с опозданием по сравнению с Новосибирским, Иркутским и Красноярским центрами на 13 лет.

Эти успехи по капитальному строительству позволили обеспечить Томскому научному центру СО РАН небывалые темпы развития фундаментальных и прикладных исследований в каждом институте центра. Особо следует подчеркнуть, что экспериментальная база в основных институтах, в особенности в Институте оптики атмосферы и Институте сильноточной электроники, создана на основе самых современных технологий и в большинстве сложнейших систем не имеет аналогов в мире. Так, например, в Объединенном институте оптики атмосферы созданы лидары наземного, в том числе мобильного базирования, а также корабельные, самолетные и один из лидаров на космической платформе. При создании этих лидаров использовались новейшие технологии по оптике, механике, автоматике, электронике с применением современных компьютеров.

Уникальная многоканальная сильноточная система, созданная в Институте сильноточной электроники, широко используется американцами и французами.

Следует также подчеркнуть, что все институты Томского научного центра были обеспечены полностью производственными площадями по существующим нормам на одного работающего. В нынешних кризисных условиях это имеет важное значение в связи с возможностью отдавать производственные площади в аренду.

* * *

Говоря о нетрадиционном подходе в решении социальных проблем, я хотел бы отметить активное участие наших замечательных людей в создании материальной базы центра и институтов. Приведу несколько ярких примеров. Первый из них связан со строительством средней школы Академгородка. Характерен заключительный этап этого строительства. Ввод в эксплуатацию школы по плану был намечен на конец августа 1980 года. В начале августа этого года на стройке побывал Е.К. Лигачев и очень расстроился, заявив, что мы завалили своевременную сдачу школы, поскольку оставшиеся объемы строительства были огромные. Учитывая, что практически все жители Академгородка были заинтересованы в решении этой неординарной задачи, нам удалось организовать эффективную работу на школьном объекте с выходом полтысячи человек ежедневно. Все они работали с небывалым энтузиазмом и совершили подвиг. В результате 1 сентября был ярко отмечен большой праздник первого дня школьных занятий. Над школой летал самолет, из которого сыпались поздравительные листовки, что вызывало всеобщую бурную радость.

Второй пример связан с соревнованием Томского и Красноярского филиалов СО АН СССР (ныне научных центров СО РАН). Его нетрадиционность состояла в том, чтобы не присуждать первое и второе места, а соревноваться под лозунгом: "Побеждает дружба". Ежегодно мы проводили итоги поочередно, то в Томске, то в Красноярске, посылая друг другу достойные делегации. На торжественном заседании ответственные представители профсоюзных комитетов того и другого филиала сообщали итоги работы в цифрах.

В каждой поездке делегации помимо итогов по протоколу знакомились с новинками, которые не держались в секрете, и быстро применяли их в жизни. Можно привести массу примеров. Здесь отмечу лишь два - наиболее показательных. Так, красноярцы, побывав у нас в средней школе и узнав о методе развивающего обучения, оперативно применили его в своей школе, а представители нашего филиала, побывав в Красноярске, привезли в Томск идею создания Дома ученых в Академгородке, которую быстрыми темпами мы реализовали в Томске.