Из воспоминаний Николая Константиновича Гордиенко

Воспоминание самое первое. В первый день занятий, первого сентября 1946 года в перерыве между лекциями в просторном вестибюле здания Научной Библиотеки ко мне подошел стройный, приветливый молодой человек. Короткий, минутный разговор. Выяснив, что я записан в 8-ю группу, старостой которой он назначен, Володя Зуев, а это был именно он, спросил, в какой комнате общежития я поселился; в той комнате жили студенты разных факультетов, и Володя сразу же предложил мне перебраться на свободное место в комнату № 31 пятого этажа, где уже обосновались четверо студентов 8-1 группы, в том числе и он. Это переселение оказалось для меня очень важным, - оно помогло быстро втянуться в напряженный ритм студенческой жизни, учебы. В комнате сложилось ответственное отношение к учебе; личный пример В. Зуева играл большую роль.

Володя Зуев очень ценил время, не любил тратить его попусту. Помнится, как-то поздно вечером после собрания в общежитии по выборам студенческого совета мы поднялись в свою комнату, Володя сказал: <Иду заниматься в библиотеку. Кто со мной?> Раздались удивленные голоса: библиотека через полтора часа закрывается, нет смысла так поздно туда идти!

Я все же пошел с ним. Пришли быстро и, получив нужные книги, сели за столы. После интенсивной прогулки по свежему воздуху на свежую голову хорошо потрудились. Обратный путь - опять хорошая прогулка, полезная перед сном. В общежитии эти полтора часа пропали бы в пустых разговорах о прошедшем собрании.

В первую экзаменационную сессию Володя сдал все без исключения экзамены на отлично. Только на отлично он сдавал экзамены все годы учебы в университете, был Сталинским стипендиатом. А ведь он вел большую общественную работу; со второго курса и до окончания учебы был, в частности, председателем научного студенческого общества университета. Конечно, без его собранности и умения четко планировать и предельно эффективно использовать время это было бы невозможно.

Володя был прирожденный лидер. Эта его черта проявилась с первых дней учебы в университете: во всем быть первым; первым должен стать и возглавляемый им коллектив. Лидером он был прежде всего в учебе, лидером был во всем.

Хорошо запомнились работы по уборке картошки на полях <томторга> в сентябре 1946 года. Никакой картофелеуборочной техники не было. Копали лопатами, убирали в корзины и почти бегом относили к буртам, где картошка взвешивалась и учитывалась по группам. Люди были расставлены по видам работ. Время от времени мы менялись орудиями труда (лопаты. Корзины), эта перемена вида работ помогала преодолевать усталость. Володя работать вполсилы не умел, он сразу же набрал высокий темп, в этот темп втянулась вся группа. Трудились <до седьмого пота>. Выработка нашей группы была рекордно высокой. Ни одна группа не могла выдержать соревнования с нами. Каждый день возвращались в город чудовищно усталые и вместе с тем удовлетворенные результатами трудового дня.

Вспоминаются занятия по физкультуре в спортзале университета. Хотя Володя хорошо выполнял упражнения на брусьях, турнике, кольцах, <коне>, но продолжал отрабатывать наиболее сложные элементы этих упражнений, увлекая своим примером других. Любил бывать на природе, по воскресеньям организовал походы за город: зимой - на лыжах, летом - пешком, а через несколько лет и на велосипедах, когда велосипед перестал быть большой редкостью. Во время этих прогулок, хотя двигались довольно быстро, Володя успевал видеть красоту местностей, зимних и летних пейзажей, восторгался этой красотой и ощущение радости бытия передавалось от него спутникам.

Помнится, иногда в комнате, в минуту-другую отдыха он негромко напевал какую-нибудь песню военных лет. Одну из них мне не приходилось слышать ни раньше, ни позже. Запомнились несколько строчек:

Милая не плачь, не надо
Грустных писем мне не шли,
Знаю я, что ты не рада
От любимого вдали.
Знай, что время быстро пролетит,
Разгромим врагов родной земли...

Володя умел плодотворно трудиться, верил в свои силы, никогда не терял оптимизма. Ставил перед собой нелегкие задачи и успешно решал их. Так, успешно выдержав первую экзаменационную сессию, он решил, что ему по силам стать Сталинским стипендиатом (это облегчило бы содержание семьи) и он добился этого. Никогда не откладывал дела на <потом>. Поступив в аспирантуру, несмотря на большую загрузку, сразу же основательно занялся английским языком и в совершенстве его освоил. Вскоре это позволило ему принимать активное участие в международных научных конференциях, выступать на них с докладами на английском языке, посещать научные центры в США и других странах.

По инициативе В. Зуева, начиная с 1961 г. по 2001 г. через каждые 5 лет проводились встречи ( в основном в Томске) выпускников всего нашего курса. Собирались однокурсники-физики из Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Омска и других городов страны. Проводились интересные экскурсии по историческим местам Томска, по строившемуся Академгородку.

Когда думаешь о Владимире Евсеевиче Зуеве, о его неуемной жажде созидания, невольно в память приходят строчки из Некрасова:

Природа-мать, когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни!

Воспоминания однокурсников об академике Зуеве В.Е.
29.03.04г.